Хулахсиз Нелли

«Голод – 33»

Данная картина, снятая по мотивам повести Василия Барки «Желтый князь» произвела на меня неимоверно тягостное и глубокое впечатление, оставила после себя горький осадок. Один из тех фильмов, после которых нельзя просто так взять и выйти из кинозала. Нельзя просто забыть кадры, повествующие о чудовищных реалиях того времени, нельзя не задуматься о поступках, на которые были вынуждены идти герои фильма. Казалось бы – основных персонажей немного, речь ведётся о простой семье. И через эту самую семью мы видим то, что происходит с массой.
В основе сюжета лежит трагедия, которая не оставила равнодушным большинство историков и писателей. При том, как украинских, так и мировых. Голодомор 1932−1933 годов показывается зрителям изнутри. Жители простого села, обыкновенные семьи, пытающиеся бороться с большевицким режимом, в конечном счёте брошены в бездну безысходности. Люди загнаны в рамки, и никто не даёт им вырваться из такого положения вещей. Голод, страх и паника захватили людей в мощные оковы, не желая отпускать. Прежде всего, конечно, людей волнуют материальные проблемы. Им приходится отдавать всё своё продовольствие под дулом пистолета, они вынуждены ехать в город и продавать все свои самые ценные вещи – фамильная ценность или результат работы всей сознательной жизни – им нужно отдать всё, чтобы обеспечить себе хоть какие-то условия для выживания. Но за этим стоят проблемы общечеловеческие. Нарушение каких-либо моралей и принципов. Люди звереют, привыкнув к тому, что в соседнем доме вместо приветливых знакомых тебя встретят истлевшие трупы, что народ погибает, в попытках найти лучшую жизнь в каких-нибудь других местностях – беженцы априори обречены на смерть. Односельчане сталкиваются с каннибализмом, с разрухой, убийством, голодной смертью. Люди теряют всё, даже родных. Родители не должны хоронить своих детей, это против природы. Но у кого из них был выбор? Кто-то осмелился на детоубийство, а кто-то в рыданиях был вынужден проводить последние вдохи с больными детьми. И как после этого не превратиться в зверя? Если не сойти с ума – то обязательно погибнуть. Смерть подкрадывается к каждому из жителей села незаметно. Но смерть эта управляема руками политиков.
Кинокартина наполнена традициями украинского кино. Диалектный язык, фольклор, музыкальное сопровождение, почитание обычаев – всё это можно наблюдать здесь. Фильм будто документальный, но выполнен в художественном ключе, с использованием различных художественных средств, начиная от гиперболы и заканчивая противопоставлениями, контрастами. Наверное, это то, что помогло мне проникнуться проблемой ещё сильнее. Страшные затянутые кадры придают большей драматичности. А моменты, показанные глазами просто ребёнка, заставляли содрогнуться от ужаса – дети не должны быть свидетелями таких событий. Они не достойны на такую жизнь. Это жестоко – оставлять их сиротами, морить голодом, убивать. И это тронуло меня больше всего, потому что до сих пор в ушах стоит беспомощный плач и зов ребёнка, который никак не может дозваться мамы и понять, что делать дальше самому. Куда идти? Какая судьба его ждёт? Поэтому, я считаю, что каждый человек должен пройти через этот фильм. Нужно прочувствовать и понять всю его мощь. Фильм о людях, которых муками и пытками стёрли с лица земли, о людях, которые были судимы неизвестно кем. О людях, которые были вынуждены бороться за существование.

Париж, я тебя люблю!

За пять минут о любви не расскажешь. Ведь любовь – это что-то необъятное, что-то за гранями нашего разума и понимания. Она сладкая и горькая, тёплая и холодная, заживляющая раны и убивающая. Но как это всё выразить в одной истории? Эту проблему решили идеально: как ещё показать все эпизоды (необыкновенные, уникальные, где чувства проявляются к разным существам, людям, предметам, душам, в конце концов), как не в сборке новелл, объединённых одним условием – самым романтическим городом Парижем, в котором и должны происходить все эти сказочные истории любви?
Трогательные, цепляющие душу картины были показаны нам в ключе французского кино, объединяя своим шармом. Пропитанные любовью, улочки Парижа рассказывают нам о том, как важно проявлять эти трепетные чувства, как люди ошибаются, падают, но потом всё равно поднимаются и живут, разыскивая способ или мотивацию получать от жизни что-то хорошее. Нашему взору предоставляются двадцать новелл режиссёров из разных стран, разных культур, разных поколений. Перед ними поставили задачу – показать саму любовь, но всего хронометражем 5 минут. Что эти 5 минут по сравнению со всей жизнью? А из этих мозаик и складывается целостная картинка.
Мне кажется, что идея сделать такое ассорти была вполне удачной. Ведь каждый мог отметить для себя какой-то отдельный эпизод, каждого волнуют разные проблемы, хоть и касаются они одной темы. Нельзя сказать, что где-то были промахи. Изящны все новеллы, буквально каждая из них составлена очень искусно. Любители комедий и немого кино, жизненных драм и фэнтези могут собраться вместе перед большим экраном, чтобы оценить кинокартину - фильм универсален. Все режиссёры добавили в свои работы какие-либо акценты. Будь то символичная чашка кофе из эпизода «Place des fêtes», стихотворение доверчивого слепого юноши из «Faubourg Saint-Denis» или ироничные и остроумные цитаты из произведений Оскара Уайльда в «Père-Lachaise». Кадры из фильмов – будто открытки, которые можно отправить с признанием в любви. Они неповторимы благодаря своей лёгкой атмосфере, витающей где-то в воздухе и ощущаемой шестым чувством. Даже не всегда однозначные названия эпизодов говорят сами за себя: «Ждал любовь, и вот она», «Любовь вопреки всему», «Довольно странная любовь бывает», «Любовь несовместимых», «А так сильная штука, ну вы знаете». Люди разных религий, мировоззрений, возрастов, статусов соединяются воедино, чтобы рассказать нам о материи, которая существует где-то явно вне вселенной. Все такие разные, но такие одинаковые! И проживая в сумасшедшем муравейнике-мегаполисе, даже не всегда замечают очевидного – что счастье рядом, под самым нашим носом, надо только его разглядеть.
Я советую этот фильм каждому, кто в поисках красивого и нежного кино, ведь оно погружает в атмосферу самого романтического города на Земле. Фильм, после просмотра которого вы непроизвольно заговорите на французском.
«Paris, je t`aime».

Хвост, который виляет собакой

Хвост, который виляет собакой. Казалось бы – парадокс? Отнюдь. Такое явление действительно часто в современном мире, в мире технологий, информации и различного рода коммуникаций.
Представьте себе хоть на минуточку наше государство. Огромное судно, которое рассекает холодные волны. Рассудительный и мудрый капитан, находясь в рубке, сквозь бинокль уже замечает будущие преграды, успевает отдавать распоряжения экипажу. В это время все подчинённые без каких-либо возражений исполняют указания, работая одним слаженным механизмом. Миролюбивые пассажиры, такие разные и в то же время такие одинаковые, требующие одного – порядка и хороших условий проживания.
Таким мы представляем желаемое. Идеальная картинка, а на самом деле – мираж и некая утопия. Мы хотим, чтобы всё было на своих местах, чтобы собака управляла своим хвостом или хотя бы знала, есть он вообще и не отвалился ли по пути. Фильм «Плутовство» как раз наглядно показывает нам эту ситуацию: не всегда капитан корабля стоит у руля. Частенько он лишь марионетка в руках своего опытного и смышленого экипажа. Да, всё ещё под властью капитана, но этот самый экипаж может вертеть им в руках, сколько заблагорассудится.
Я бы ни за что не подумала, что меня хоть чем-то сможет привлечь фильм с политической тематикой. И всё же заинтересовал он меня своим нестандартным форматом. Обычно в подобных кинокартинах мы наблюдаем стандартные конторы, в которых восседают представители средств массовой информации, обсуждающие какие-то банальные задачи, предлагают решить их незаурядным способом – и, собственно, всё, счастливый конец, вопрос решён. Либо мы слушаем историю о жизни некого героя-протестанта, которому будто открывают глаза на жестокую реальность и он всеми способами пытается бороться с системой. Нам же предоставляется возможность увидеть весь механизм изнутри таким, какой он есть. Посмотреть, чем живёт эта сложная система СМИ, чем они живут, что их действительно интересует, какие вопросы тянет освещать. В общем, какие цели преследуют. Фильм строится на хитростях рекламы, методах пиар-специалистов и трудах людей, причастных к киноиндустрии, чтобы сделать эффектное шоу. Развитее действий очень динамично, один эпизод сменяется другим, словно кто-то решил прочитать нам книгу, где повествование следующей страницы логически вытекает из предыдущей, но уже совсем не соответствует иллюстрации, которая находится на предыдущем развороте.
Нашему вниманию представляется «кухня», работающая исправно, и, к счастью, не обделённая мастерами своего дела, которые готовы обеспечить благополучность процесса. Сюжет не мог остаться без внимания. Идёт речь о тонкостях манипуляций, о которой знают лишь избранные, и со временем их число будет только сводиться к минимуму. А в итоге все мы выходим слепо верящими всему, что нам дают увидеть. СМИ нас будто садят на цепь с помощью своих уловок. И самое главное – обществу показывают минимальное вмешательство журналистов в происходящее дело, мол, просто осветили происходящее и добавили пару деталей. Нам не дают видеть масштабную и кропотливую работу СМИ, на которой вся эта история и строится. Это можно удачно охарактеризовать цитатой одного из главных героев фильма: «Продюсер, он как водопроводчик. Если его работа сделана хорошо, то никто ничего не замечает. И только когда он ошибается – беды не миновать».
Всё-таки, фильм стоит того, чтобы потратить на него два часа своего времени. Взамен Вы получите гораздо большее: не только яркое впечатление, но и правдивую картинку действительности. Я думаю, девиз этого фильма таков: «Перестань быть управляемым человеком толпы, будь сообразительнее, смотри и действуй за гранями предоставляемых возможностей».